СЕМЬЯ.
"Возвращение" - это фильм о семье, и я научился делать его в семье. Мои собственные сестры были советчицами по части быта в Ла Манчи и домах Мадрида (прически, косметика, еда).
Нам повезло: Моя семья, как Раймунда и Соул, переехала из деревеньки в большой город в поисках богатства. К счастью, мои сестры сберегли наше детство, нашу культуру, они свято хранили наследие, полученное от матери. Я в раннем возрасте стал независимым и превратился в неисправимого горожанина. Когда я вернулся к корням, сестры были моими гидами по ламанческим нравам.
Семья в "Возвращении" состоит из женщин. Бабушку-призрак играет Кармен Маура, двух ее дочерей - Лола Дуэньяс и Пенелопа Крус. Йохана Кобо сыграла внучку, Чус Лампреаве - тетю Паулу, которая до сих пор живет в деревне. Надо еще добавить Агустину, деревенскую соседку (ее роль исполняет Бланка Портильо), которой известно множество семейных секретов. Она слышала на своем веку много историй. Агустина постоянно стучится в окно тети Паулы, как только проснется. Она ежедневно приносит тете свежий батон хлеба, и однажды находит ее мертвой, звонит Соул в Мадрид. Агустина переносит труп к себе в дом, пока племянницы Паулы в пути. Она носит траур по соседке, как по собственной матери, которая пропала без вести много лет тому назад. У нее есть свое право на участие в семье.
Агустина представляет очень важный элемент в этом женском мирке: соседскую солидарность. Женщины в деревне разделяют проблемы друг друга. И это делает их жизнь более сносной. Но встречается и обратное: соседи ненавидят друг друга целыми поколениями, пока однажды котел не взрывается и не происходит трагедия. Я уделял внимание только позитивной стороне сельской Испании, в лоне которой я вырос. "Возвращение" приносит дань соседству, некой старой деве или вдове, живущей в одиночестве. Последние годы своей жизни моя мать жила на иждивении своих соседей.
Образ Агустины списан с такой соседки, и был великолепно претворен в жизнь Бланкой Портильо. Для меня она стала открытием, потому что я не знал ее. Я лишь один раз видел, как она играет, и мне это понравилось. Но я не мог вообразить, что, не имея толком никакого опыта в съемках, она проявит себя как глубокая и сильная актриса. Агустина стоит одна на пустой улице и смотрит, как удаляется машина Соул - это картина деревенской солидарности, лишенная какой-либо манерности. Бланка отлично впитала в себя сущность "добрых соседей".
|